Сильная слабая женщина

Фото автора
03

В 25 лет Наталья Кузнецова осталась без ноги. Но не сломалась — не только научилась ходить на протезе, вырастила дочку, но и активно занялась спортом. Толкает ядро, метает копье и диск и даже… прыгает в длину. Она многократная победительница чемпионатов России по легкой атлетике среди инвалидов и мечтает принять участие в Параолимпийских играх. Она не любит вспоминать тот день, восемнадцать лет назад. Но как забыть момент, когда пришла в себя на больничной койке и узнала, что ей ампутировали ногу выше колена? Другого выхода у врачей просто не было — раздробленную в автокатастрофе ногу «собрать» было невозможно.

В то, что с ней случилось, просто невозможно было поверить. Обида на судьбу и слезы душили ее:

— Ну почему, почему я?

Рядом были самые близкие ей люди — мама, папа, сестра, подруги… А ей поначалу не хотелось ни на кого смотреть. Лишь когда к Наталье в палату приносили ее маленькую дочку, которой было чуть больше двух лет, она прижимала ее к себе, а на глаза вновь наворачивались слезы. Но именно поддержка родных, осознание, что она нужна Катюше, заставили ее понять: несмотря ни на что, надо жить дальше.

Нет одной ноги, но есть вторая, есть руки, голова… Беде не удастся сломить ее!

Наташа, очень симпатичная, задорная, с ее веселым энергичным характером, всегда была душой компании. Она и замуж вышла в девятнадцать лет. Но хоть молодой муж и был ее ровесником, но был полной ее противоположностью: спокойный, уравновешенный, немногословный… Через два года у них родилась дочка, а еще через год они расстались. По той самой причине, которая заставляет распадаться многие семьи: он начал пить. А когда выпивал, становился совсем другим — грубым, несдержанным, неуправляемым.

Это сейчас Наталью считают все, кто ее знает, сильной, решительной женщиной. А она была такой всегда. И тогда, еще совсем девчонкой, не побоялась остаться одна с маленьким ребенком на руках.

— Научи нас ходить, как ты, — совсем недавно услышала Наташа, приехав в Брянск, в протезно-ортопедическое предприятие, где восемнадцать лет назад она заново училась ходить. Старики, пожилые женщины и совсем еще молодые люди, делающие здесь свои первые шаги на протезах, с завистью смотрели, как легко она идет по залу лечебной физкультуры. А она, глядя в зеркальные стены зала, отражающие каждое движение, вспоминала те два с половиной месяца, что провела здесь когда-то. Как впервые встала на протез, заменивший ей ампутированную ногу, сколько слез пролила, чтобы пройти вот так, с едва заметной хромотой. Как преодолевала боль при каждом шаге. А потом горько плакала, уткнувшись в подушку. Казалось, что у нее никогда не получится ходить так, как учила инструктор по лечебной физкультуре Галина Михайловна Бутримова:

— Видела, как восточные девушки ходят с кувшином на голове? Вот и ты старайся так идти.

И она старалась, старалась до изнеможения. Буквально падая на больничную кровать, думала, что уже не будет сил встать вновь. Но опять вставала и шла, глядя в эти самые зеркала.

Наташа быстро научилась ходить. И протез был хороший, и врачи, и инструктор… А еще помогли молодость и присущая ей целеустремленность. Ведь ей было тогда только 25 лет, и дома ее ждала маленькая Катюша. Но что делать дальше? Кому она, инвалид, теперь нужна?

И здесь случилось то, что помогло ей в ее новой жизни. В Брянске как раз в это время создавался спортивный клуб инвалидов «Пересвет». Однажды в стационар протезного предприятия пришел его первый председатель Игорь Усачев. Он и убедил Наталью, что она вполне может заниматься спортом. Конечно, не бегом, но толкание ядра, метание копья и диска ей вполне по силам. Так Наташа оказалась в спортивном клубе. И тут убедилась, что она вовсе не одинока. Рядом с ней были люди, которые, как и она, сумели преодолеть обстоятельства и не сломаться, и жить полноценной жизнью.

С тех пор прошло восемнадцать лет. В заветной коробочке дома хранятся шестнадцать медалей, которые она привозила с различных соревнований. Еще успела выступить за сборную России на всесоюзных чемпионатах. Была чемпионом СССР. А первую свою бронзовую медаль получила сразу же, как только впервые стала участницей соревнований в Омске, в 1988 году. И жить захотелось с новой силой.

Больше всего ей запомнился чемпионат Союза в Орджоникидзе, нынешнем Владикавказе, в 1989 году. Хоть и не заняла там первое место, но впервые, с тех пор, как стала инвалидом, почувствовала, что на нее смотрят не как на инвалида, а как на обычного человека, уважительно, по-доброму. Это было для Натальи тогда особенно важно. Да и сейчас ее коробит, когда на инвалидов чуть ли не пальцем показывают на улице. А это, к сожалению, и в родном Карачеве, и в Брянске ей приходится часто видеть.

Удивительно и то, что, показывая высокие достижения на различных соревнованиях, она не имеет специального тренера. Когда-то, только начиная свою спортивную карьеру, освоила технику метания копья и диска, толкания ядра с помощью преподавателя Брянского физкультурного техникума Сергея Владимировича Цымбаленко. Он и был ее первым и последним учителем.

— А копье, к примеру, это снаряд, которому нужна не сила, а именно техника, — говорит Наталья Федоровна.

Может, по этой причине и не попала она в 1996 году на Параолимпийские игры в Барселону, хотя была одним из кандидатов в сборную России.

Нынешним летом, в июле, Наталья Кузнецова привезла из Адлера, с чемпионата России по легкой атлетике среди инвалидов, свою очередную золотую медаль за метание диска.

04

— Знаете, кто мои самые большие болельщики? Замечательные соседки-бабульки. Переживают за меня, следят за победами. Когда приезжаю с соревнований, обязательно спрашивают: «Ну, что выиграла?», — смеется Наташа.
Глядя на эту подтянутую женщину с яркими черными глазами и открытой улыбкой на лице, трудно представить, какие испытания выпали на ее долю. Но ее сила воли даже самых близких людей заставляла забывать, что она все-таки инвалид.

— Катю в садик надо вести, а на улице гололед — просто боюсь выходить. Мама звонит: почему не отвела? Даже она не всегда понимала, как мне трудно.

После случившегося несчастья строительная организация, где работала Наталья, выделила ей однокомнатную квартирку на первом этаже. Здесь она и живет с тех пор со своей дочкой. Отсюда водила ее в сад, провожала в школу. Каждые выходные с нетерпением и беспокойством ожидала ее возвращения из Брасово, куда Катя поступила учиться в техникум после окончания одиннадцати классов. Могла бы она и в институт поступить, но на это нужны деньги, которых у мамы нет. На пенсию в полторы тысячи не очень-то разгуляешься. А девочка выросла серьезная, самостоятельная, спокойная. Маме хлопот никогда не доставляла. И училась хорошо. Наталья ей всегда говорила: «Учись, это твое будущее».

Да только после окончания техникума Катя поработала месяц по специальности — страховым агентом, да даже 10 рублей не заработала.

Ушла в магазин — там хоть что-то платят.

Так и живут они вдвоем в своей маленькой, но очень уютной, ухоженной квартирке. Наталья Федоровна по специальности штукатур-маляр, так что и ремонт вместе с дочкой недавно сами сделали. Розетка сломалась — тут ей подруга помогла ее починить. Со всем сама управляется. Может, потому, что она сильная женщина, рядом оказываются слабые мужчины. Так было с первым мужем. Таким же оказался и второй. А, как каждой женщине, ей хочется наверняка почувствовать себя слабой и защищенной. Увы, не получилось.

А в ее жизни, кажется, наступает новый период. Дочка учебу закончила, жизнь стала поспокойнее. И Наталья Кузнецова может серьезно заняться спортом, который, по сути, и вернул ее к жизни. Она поставила перед собой цель — к следующему лету получить звание мастера спорта. И тренироваться, тренироваться… Очень хочется все-таки попасть на Параолимпийские игры. С ее волей это вполне осуществимо.

В рубрике: Сильные люди

Оставьте комментарий