«Шелковый путь» — без рук

Фото автора
rau

Корреспондент interfax.ru на своем опыте убедился, что поездка в багажнике джипа, за рулем которого находился человек с протезами вместо обеих рук, может быть безопасной и интересной

Каждый день ралли «Шелковый путь» — это ожидание новых результатов. Утром здесь следят за порядком выхода на старт, днем ждут результатов прохождения контрольных точек. После обеда или ранним вечером мы получаем результаты классификаций и начинаем считать часы, минуты и секунды. Ни одно, даже самое незначительное изменение в классификации не остается без внимания, а неожиданные результаты попадают в СМИ в разделе «сенсация дня». Однако есть на «Шелковом пути» те, чье время на этапе не фиксируют судьи. Это участники категории «рейд» или «любители». В ней автомобилисты соревнуются между собой и сами с собой. И среди них на «Шелковом пути» есть один человек, которому нет нужды ничего доказывать ни себе, ни другим.

Олегу Ондару 53 года. Он приехал на ралли из Кызыла (Республика Тува). Последние 10 лет профессионально занимается автоспортом, выступает в соревнованиях, а до этого занимался футболом, получил диплом тренера спортивных игр в Санкт-Петербурге, тренировал спортсменов.

Каждое утро Олег выезжает на старт боевых пилотов «Шелкового пути» и провожает боевые машины: огромные грузовики отца и сына Де Роев, построенные в Челных «Камазы», багги и джипы. Сам он приехал на ралли на 13-летней праворульной «Митсубиси Паджеро». Ее укрепили и переоборудовали специально для ралли незадолго до старта: поставили внутреннюю раму, приделали на сиденья стропы и прикрепили на руль небольшой штырь…

На бивуаке «Шелкового пути» Олегу сложнее, чем за рулем. Одеваться без посторонней помощи он не может, есть тоже: ни вилку самому взять, ни бутылку с водой. Зато в вождении не уступает другим «любителям» на ралли — стоит только сесть в машину и повернуть ключ зажигания.

В 19 лет Олег Ондар потерял обе руки. «В 1975 г. все случилось. Работал тогда водителем. Хотели однажды перекочевать чабана, а тут загорелся трансформатор. Хотел потушить — и потерял руки во время. Попал под высокое напряжение», — Олег сбивчиво, но спокойно вспоминает случившееся. — Левую ампутировали полностью, правую по локоть. Следующие 11 лет он жил вообще без рук. Только в 1986 г. появилась возможность поставить протезы. И в тот же год у него появился первый автомобиль — «Запорожец».

Спустя некоторое время Олег стал заниматься гонками. Со временем автоспорт, бывший увлечением, превратился, как называет это сам Олег, в «почти профессию». В 1993 г. прошел в своем первом рейде по России — от Красноярска до Москвы. Потом сменил «Запорожец» на «Оку» и продолжал ездить на соревнования. В 1997 г. сопровождал «Мастер-ралли» от Байконура до российской столицы, побывал в Каракумах, отдельно проехал пробегом по Москве. Но «Шелковый путь» — первая его многодневка. Поэтому и в категорию «легковые автомобили» не пустили. «Очень нравится трасса. В многодневке поучаствовать давно хотел», — признался он, когда мы только познакомились на бивуаке.

«Любители» не едут по трассе, где соревнуются боевые машины. Вместе с автомобилями техподдержки и прессы они едут по трассе «ассистанс» или «по асфальту», как это еще называют. На пятом этапе гонки ралли «Шелковый путь» от Бейнеу до Жанаозена, куда Олег согласился взять меня к себе в машину, асфальт, действительно, присутствовал на примерно половине части пути. Когда последний раз ремонтировали покрытие другой половины пути, не припомнят и старожилы Бейнеу и Жанаозена. Вероятно, незадолго до того, как Алла Пугачева записала первую пластинку. Когда автомобиль попадал на такие участки, ехать в багажнике на запасном колесе становилось много интереснее.

В двухместном «Митсубиси Паджеро» для меня не нашлось места. Справа от Олега сидит Андрей, его племянник. строитель по профессии, летом он остался без работы и поэтому легко принял предложение родственника сопровождать его в пути. На ралли Андрей в роли штурмана. «Спортом мало занимается. Хороший механик, но плохой штурман. Даже карту прочитать не может. А хорошего штурмана не нашлось: у кого загранпаспорта нет, у кого семейные дела. В будущем буду искать хорошего штурмана», — жаловался Олег на племянника накануне выезда. Но, кажется, зря. Штурман провел нас по маршруту без единой ошибки. Олег, со свой стороны, показал все мастерство. В багажнике трясло прилично, но без ушибов. Пилот без рук не допустил ни одного опасного момента на трассе, хотя легко обгонял «технички» и других любителей. Мы даже могли бы прибыть на бивуак в Женеозене одновременно с боевыми пилотами. которые возвращались с финиша, если бы не заправки. Олег так и не нашел на всем маршруте 98-го бензина, и за 35 км от бивуака топливо стало заканчиваться. Пришлось резко сбросить скорость и ползти к лагерю на 60-80 км в час. Зато хорошо разглядели окрестности, пересчитали верблюдов (чем ближе ралли подбирается к Туркмении, тем их больше) и обсудили самого известного уроженца Тувы — министра МЧС Сергея Шойгу.

Олег Ондар еще не знает, что будет делать после «Шелкового пути». Нужно вернуться в Казань за комплектом колес, а потом ехать домой в Кызыл. Говорит, что вернуться на работу нельзя, потому что инвалидам теперь закон запрещает работать. Он готов ехать дальше в любом ралли и по любому маршруту, куда только позовут. Но сам не уверен, что позовут. Или боится загадывать наперед: «От того, как здесь проеду, все будет зависеть. Если хорошо проеду, может быть, в другую гонку возьмут».

В рубрике: Сильные люди

Оставьте комментарий