Мечты о протезах

Фото автора

В Нижегородской области есть три протезных предприятия. Одно из них — ФГУП «Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие».

Михалычи и Петровичи

— Ежегодно мы обеспечиваем протезами 13-15 тысяч инвалидов, — рассказала его директор Наталья Маркова. — У нас есть выездные бригады, которые обслуживают инвалидов области. Инвалиды работают и у нас на предприятие. Например, техник-протезист.

К сожалению, специалистов для подобных предприятий готовят только в редких средних учебных заведениях или на курсах повышения квалификации. На практике же опытный специалист пытается научить молодежь. Но и тех ,и других становится меньше. Узким обучением занимаются только представительства западных фирм-производителей.

— В прошлом году мы запустили новую линию по производству ортопедической обуви, — продолжает г-жа Маркова. — Стараемся идти в ногу со временем. Мы стремимся обеспечить нижегородцев родной качественной продукцией, чтобы не пришлось покупать дорогостоящие импортные образцы. Сотрудничаем с производителями полуфабрикатов из Англии, Нидерландов, Германии, Америки. Все современные тенденции внедряем на своем предприятии.

В то же время международные выставки подобного оборудования показывают полную несостоятельность отечественных образцов. И нижегородские инвалиды, приезжая с них, только вздыхают.

— Это как с российской сборкой иностранных автомобилей, — считает колясочник Юрий Заруцкий. — Исходная модель прекрасна, но после наших «специалистов» на ней лучше не ездить. Поэтому я стараюсь покупать иностранную технику, пусть дороже, но с гарантией качества. Так, обычную подушку для сиденья коляски я купил на Украине – от наших только пролежни появляются

Вообще с техническими средствами у нижегородских инвалидов возникает странная ситуация. По их словам, они знают, что у нас можно приобрести качественную продукцию по «казенным ценам». Но сделать это удается далеко не всем. Одни не могут получить протезы из-за отсутствия денежных средств, другие – из-за отсутствия «нужных» связей.

Если внимательно ознакомиться с этой темой на форумах инвалидов, (причем, не только нижегородском, но и общероссийских), то вырисовывается следующая картина. Протезным предприятиям потенциальные клиенты не доверяют, ссылаясь на низкое качество продукции, и предпочитают умельцев-одиночек. В каждом городе есть свой Михалыч или Петрович, который не только изготавливает протез, но и подгоняет его к индивидуальным особенностям клиента. Мало того, мастер даже учит пользоваться своим изделием. Как правило, это уже пожилые специалисты, которые когда-то работали на протезных предприятиях. И очередь к этим Михалычам расписана на годы вперед.

Уникальность или норма?

Тем не менее, нельзя сказать, что у нас совсем все плохо. По крайней мере, система реабилитации более-менее централизована. Областной центр по реабилитации (НОРЦИ) располагается в Советском районе по адресу: ул. Невзоровых, д.100.

— У нас есть дневное отделение для жителей Нижнего Новгорода, есть стационар, где проходят реабилитацию жители области, — поведал директор НОРЦИ Александр Куртин. — В центре современное оборудование, работают высококлассные специалисты. Мы специализируемся на гражданах трудоспособного возраста – от 14 до 60 лет. У нас два отделения — стационарное и дневного пребывания. Да, чтобы попасть в стационар, нужно постоять в очереди. И в нее мы стараемся помещать людей из области, так как им получить квалифицированную помощь труднее, чем городским жителям. Наш центр уникален: помимо специализированных мероприятий, у нас развита лечебная физкультура, что зачастую позволяет ставить колясочников на ноги.

Правда, насчет подобной “уникальности“ можно поспорить. Думается, то, о чем говорит г-н Куртин, должно являться нормой для любого реабилитационного учреждения.

Желающих много…

Нижегородец Владислав Шувалов стеклил лоджию на седьмом этаже и сорвался вниз. Мужчина выжил. Но в больнице ему отрезали ступню.

— Мне подобрали протез. И в результате я через полгода мог водить машину, — вспоминает мужчина. — Сейчас моя жизнь ничем не отличается от жизни обычных людей.

Конечно, стоит порадоваться за человека, который смог выкарабкаться из беды, но подобные случаи, к сожалению, пока являются редкостью. Определяющим фактором являются деньги. Для сравнения: протез стопы может стоить от 400 до 2300 долларов.

— Есть протезы с электронным управлением, как у киборгов, и стоят они 800-900 тысяч рублей, — говорит управляющий нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования (ФСС) Андрей Кузнецов. — Понятно, что большинство нижегородцев не могут себе это позволить. Мы стоим перед сложным выбором. Желающих много, но в первую очередь мы стараемся обеспечить протезами социально активных людей, тех, кто действительно собирается в дальнейшем работать.

Оставьте комментарий