Денег нет, закажите протез за свой счет, а мы потом компенсируем его стоимость

Фото автора

Купить протез за свой счет пришлось казанскому инвалиду Александру Маврину: в августе прошлого года ему ампутировали ногу, в октябре он обратился в отдел соцзащиты за положенным по закону техническим средством реабилитации, а попросту говоря, протезом. Но там сказали: денег нет, закажите протез за свой счет, а мы потом компенсируем его стоимость. Протез он купил в ноябре, деньги за него не получил до сих пор. При этом сумма компенсации, которую ждет инвалид, успела усохнуть втрое!

protez

— Я занял деньги у друзей и заплатил изготовителям — ООО «Реабилитация инвалидов» — ровно столько, сколько стоила модель протеза голени, указанная в моей индивидуальной программе реабилитации, — 63506 рублей 87 копеек. — По закону компенсировать стоимость протеза мне должны были в течение двух месяцев. Однако на днях, позвонив в ФСС  с вопросом, сколько еще ждать компенсацию, я услышал в ответ, что деньги скоро перечислят, но сумма компенсации составит всего 23 тысячи рублей. Якобы именно такая сумма компенсации установлена по протезам нужного мне типа на нынешний год. Но я-то заплатил 63 тысячи! И это цена не с потолка — предприятие «Реабилитация инвалидов» работало по госзаказу на изготовление протезов. Как мне теперь этот долг отдавать, если у меня пенсия копеечная?

С октября ждет инвалид и положенных ему по программе реабилитации костылей. А пока пользуется теми, которые сохранились у него со времен Советского Союза. Они немногим моложе 63-летнего Александра Владимировича — изготовлены в 1960 году.

Маврин выяснил, что в конце 2015 года минтрудсоцзащиты успело оплатить некоторым инвалидам реальную стоимость протезов. Но на всех, кто заказал протезы за свой счет, денег не хватило, и оставшиеся заявления о компенсации соцзащитники передали в Фонд социального страхования. В том числе и заявление Маврина. По словам инвалида, в начале этого года его пригласили в ФСС и попросили переписать заявление в свой адрес, поставив новую дату, с которой теперь и ведут отсчет. Как объяснил  начальник отдела социальных программ регионального отделения ФСС по РТ Марат Сагиров, компенсацию в фонде рассчитывают, исходя из минимальной стоимости контракта на изготовление таких протезов, исполненного в прошлом году, причем не в РТ, а в ПФО.

— Маврин пришел к нам заказывать протез, когда квоты по контрактам на их изготовление, заключенным в Татарстане на 2015 год, были уже исчерпаны, — сообщила замдиректора ООО «Реабилитация инвалидов» («РИН») Ксения Суворова. — Мы сделали ему протез, закон в таких случаях действительно предписывает компенсировать его стоимость по минимальной цене предыдущего года. Но дело в том, что 23 тысячи рублей сегодня может стоить только протез устаревшей модели, на котором невозможно ходить. Таких у нас в Татарстане давно не делают!

По словам Суворовой, ситуация, когда квоты на изготовление протезов оказываются исчерпанными за два-три месяца до окончания года, повторяется ежегодно. В результате инвалиды остаются без протезов либо покупают их за свой счет.

— И в начале года мы можем изготавливать протезы только за счет инвалидов, поскольку соответствующие аукционы проводятся с опозданием на два-три месяца, — сетует Суворова. — Вот и сейчас первый квартал заканчивается, а ФСС еще не объявил аукционы на изготовление протезов нижних и верхних конечностей и ряд других средств реабилитации.

Согласно данным, опубликованным на сайте госзакупок, ФСС по РТ заключил контракты на поставку памперсов, абсорбирующего белья, моче- и калоприемников. Тем временем местные изготовители протезов боятся остаться вообще без заказов, поскольку на рынок приходят конкуренты, которые сильно сбивают цены.

— К примеру, ООО «Транснациональная фармацевтическая компания», не имеющая протезного производства, которая прежде поставляла памперсы и инвалидные коляски, в 2015 году стала активно участвовать в аукционах на поставку протезов, — сообщила Ксения Суворова. — Хорошие протезы в нынешних экономических условиях не могут быть дешевыми, это индивидуальное производство. А ТФК снизила цены на протезы более чем на 50 процентов.

К примеру, по информации на портале госзакупок, в ходе прошлогодних торгов, в которых участвовали ООО «Транснациональная фармацевтическая компания», а также казанские фирмы «Опора» и «Реабилитация инвалидов», имеющие собственное протезное производство, цена на изготовление 12 сложных протезов бедра и голени упала на 88 процентов — с 1,75 млн рублей до 210 тысяч. В итоге 18 августа 2015 года с ООО «ТФК» заключили госконтракт, а 31 декабря он был расторгнут неисполненным: исполнитель смог изготовить лишь два протеза…

Как сообщил на днях журналистам управляющий региональным отделением ФСС по РТ Рамиль Гайзатуллин, в 2015 году 35 тысяч татарстанских инвалидов не получили положенных им средств реабилитации.

Оставьте комментарий