Обучение использованию протеза кисти, руки, пальцев

Больному предлагают ознакомиться с протезом, изучить устройства его и отдельных частей. Его информируют о рабочих данных протеза — об объеме размыкания пальцев и большого пальца, силе захвата и способе регулирования силы пружинного захвата. Затем сто обучают надевать и снимать протез. Для лиц с односторонней ампутацией это не составляет трудности. После того, как больной усвоит эти процессы, приступают к самой сути задачи — тренировке специфических движений для активизации протеза и включения его в общий двигательный стереотип. При механической кисти с активным размыканием и пассивным захватом начинают с упражнений плечевого пояса для вытягивания кабеля (троса) и размыкания пальцев и большого пальца. Это можно выполнять тремя способами: выдвигая вперед противоположное ампутации плечо, выдвигая плечо со стороны ампутации или округляя спину, то есть выдвигая оба плеча вперед. Постепенно больной привыкает действовать плечами по наиболее выгодному для него способу. Необходимо стремиться осуществлять натяжение плечевого ремешка-восьмерки и кабеля по возможно самому короткому пути и наиболее экономно при минимальном участии в нем здоровой конечности, чтобы не нарушить ее двигательную независимость. Умение раскрывать механическую кисть сначала тренируют при согнутом в 90° локте и прижатом к туловищу плече. В дальнейшем это движение выполняют при различных положениях протеза в отношении тела. Захват начинают тренировать, используя мягкие предметы средних размеров и тяжести, постепенно внося разнообразие в них в смысле консистенции, формы и размеров.Особое внимание обращают на координацию источника силы с движениями протеза для захвата и выпускания предмета. Критерием хорошо усвоенного захватай координации является взятие в „руку» стакана воды, поднесение его ко рту, выпивание части содержимого и возвращение стакана на стол.
Следующий этап обучения охватывает совместные движения здоровой руки и протеза. Сопряженные движения больные воспринимают как особенно полезные и сразу включают их в действие. Однако с них не следует начинать, так как это мешает самостоятельному использованию протеза. Затем разучивают и усваивают элементы повседневной деятельности и самообслуживания—? прием пищи, бритье, туалет и пр. В конце прилагают усилия для достижения совершенства в захвате, силовом контроле и самообслуживании протезом. Движение в плечевом поясе упрощают и рационализируют таким образом, чтобы они не мешали самостоятельным движениям пострадавшей конечности.
Обучение пользованию механическими протезами может длиться несколько дней и в течение более длительного периода, так как это зависит от уровня интеллекта, морально-волевых качеств и возраста больного.
Обучение больных с биотоковыми протезами происходит легче и осуществляется оно в значительно более короткие сроки — за несколько часов или дней. В таком случае задача заключается в усвоении различных степеней сокращения командующих мышц с целью получить потенциалы действия определенной амплитуды. Это необходимо для обеспечения дозированных движений и силы захвата.