Обращение

10 сентября 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», в частности Приложение 5, пункт 2.1.11.1. Рабочая тормозная система, в котором в частности говорится:

«2.1.11.1.1. Должен применяться ножной орган управления (педаль), который должен перемещаться без помех, при нахождении ноги в естественном положении».

Я, инвалид 1 группы, не могу управлять автомобилем с помощью ног.

При такой формулировке оказались несоответствующими техническому регламенту все автомобили с ручным управлением. Машина — очень важное средство передвижения для людей с ограниченными физическими возможностями. Ведь общественный транспорт нам по-прежнему недоступен.

Раньше автомобили с ручным управлением предоставлялись государством на льготных условиях, теперь мы покупаем и оборудуем автомобили за свой счет. Далеко не в каждом городе есть автошколы, специализирующиеся на обучении вождению транспортного средства с ручным управлением, частично или полностью.  Покупка машины, получение нужных документов для установки ручного управления, сама установка и получение водительских прав для человека с ограниченными возможностями — очень сложная процедура.

Согласно новому техническому регламенту, это становится совсем невозможным.

В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» в нынешнем виде нарушает общие принципы Конвенции,  и противоречит Статье 4 «Общие обязательства», где говорится:

«пункт 1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию прав человека и основных свобод всеми инвалидами, без какой бы то не было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

a. принимать все надлежащие законодательные, административные  и иные меры для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции;

b. принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;

c. учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов.»

Хотелось бы получить от представителей государственной власти и общественности разъяснений на тему возможных путей приведения сложившейся ситуации в соответствие с принятыми на себя Россией международными обязательствами и здравым смыслом.

Мы со своей стороны предлагаем следующие варианты, для решения данной проблемы:

1. Вывести автомобили с ручным управлением из под действия «Регламента», включив в пункт 4 «Регламента» подпункт примерно следующего содержания: «предназначенные для управления инвалидами и оснащенные ручным управлением, в том числе ручным управлением рабочей тормозной системой».
2. Прописать соответствующие пункты таким образом, чтобы автомобили с ручным управлением (частично или полностью) тоже подпадали под действие «Регламента».

Демина Екатерина — Нижегородский фонд содействия ООН