Десятки тысяч инвалидов могут получить автомобили уже в следующем году

Slavuta_Inv_0129 октября принято постановление правительства Украины, которым утверждается предоставление госгарантий под привлечение кредита для реализации государственной программы по обеспечению инвалидов специальными средствами передвижения. Эта новость взволновала многих людей и мы обратились в Корпорацию УкрАВТО (в его структуру входит Запорожский Автозавод, который будет дооборудовать автомобили для людей с ограниченными возможностями), чтобы узнать подробности.
Комментирует Вячеслав Поврозник, заместитель председателя правления Корпорации УкрАВТО: Десятки тысяч инвалидов могут получать автомобили уже в следующем году - Chery Кор.: Вячеслав Владимирович, действительно ли сегодня, наконец, появился шанс уже фактически за год обеспечить всех инвалидов автомобилями?

В.П.: Сегодня в Украине насчитывается около 100 тыс. инвалидов разных категорий, которые долгие годы ждут от государства спецавтомобили. До сих пор возможности Государственного бюджета позволяли Министерству социальной политики заказывать всего лишь несколько тысяч автомобилей для инвалидов ежегодно. И это при том, что государство на законодательном (!) уровне взяло на себя обязательства по обеспечению этих людей автомобилями. За немедленное повышение социальных стандартов для наиболее незащищенных слоев государства активно ратует и оппозиция. Это же прямо записано в программе президента страны. Однако, такими темпами и за 10 лет (!) инвалиды не получили бы и половины положенных автомобилей. Не секрет, что многие из этих людей могут даже не дожить до того момента, когда они увидят свой вожделенный адаптированный автомобиль, пока получат то, что им положено по закону!
При сохранении сегодняшних объемов выдачи машин, неизменно возникает еще и вопрос социальной справедливости. Люди задают себе и государству справедливые вопросы: «Кому первому?», «Почему не мне?», «Почему я не могу получить положенное мне по закону сегодня?» и т.д. Таким образом, государство не может обеспечить конституционные принципы социального равенства граждан страны.

Кор.: Но ведь сегодня сложные времена. Как же можно решить такой непростой вопрос, не имея достаточно средств в бюджете?

В. П.: Да, действительно, задача сложнейшая. При том количестве насущных проблем, имеющихся в государстве, даже в лучшие времена, говоря прямо, было не до инвалидных автомобилей. И вряд ли что-то реально изменилось бы в ближайшее время.
Потому правительство сказало: «Поставщики, вот вам потенциальный большой госзаказ на машины. Хотите продать государству автомобили? Будьте добры: найдите долгосрочные дешевые деньги на финансирование поставки и дооборудования машин для инвалидов». Машины должны быть современные и недорогие (чтобы сразу обеспечить максимальное количество людей), с возможностью дооборудования под индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями.

Сегодня правительство заказывает автомобили по этой программе у АвтоЗАЗа — ЗАЗ-1103 «Славута». Но мы сейчас не в состоянии за счет собственных средств поставить такое количество автомобилей государству в кредит. Тем более, что украинские банки сейчас почти не кредитуют. Это могли быть, например, импортеры — ВАЗ, ТАТА, другие недорогие производители. Однако, выполнить задачу смог только Chery Automobile Co. Они предложили реально дешевый и очень длительный товарный кредит для государства.
Это действительно большая победа для страны. Очередь из желающих прокредитовать Украину сегодня, как известно, не стоит. Попробуйте сейчас получить супердлинный кредит на 10-15 лет под социальные нужны! Да еще на льготных условиях! Потому этот проект правительства Тимошенко — классный пример, как можно реально эффективно решать не только общеэкономические, но и сложнейшие социальные проблемы государства сегодня, грамотно используя свое положение государства как крупного постоянного заказчика. А не разводить руками и плакать о том, что казна пуста, потому стойте инвалиды в очереди десятилетиями за законным. Мы, мол, ничего сделать не можем. Работать нужно, искать решения.

Кор. : И сегодня это решение подкреплено Постановлением Кабмина?

В. П.: Да. Согласно постановлению Кабмина от 29 октября, промышленному объединению «Укрпротез» разрешено привлечь кредит от Экспортно-Импортного Банка Китая под госгарантии на сумму $400 млн. Эти средства должны быть направлены на закупку автомобилей для инвалидов у Chery Automobile Co .
Запорожский автозавод (ЗАЗ) определен как агент по дооборудованию автомобилей для нужд инвалидов. Подчеркиваю: новая программа Тимошенко по обеспечению инвалидов спецавтомобилями не увеличивает расходы бюджета на эти цели на ближайшие 10-15 лет! Таким образом, ежегодно выделяемая сумма, направленная на погашение товарного кредита будет той же, что и раньше. Зато люди получат современные адаптированные автомобили и начнут их использовать уже в ближайший год.

Сейчас ведутся переговоры по определению спецификаций моделей, которые будут поставляться в рамках этого контракта. Конструкторский отдел ЗАЗа разрабытывает модификации для инвалидов, в соответствии с украинскими стандартами, так как именно у ЗАЗа наибольший опыт разработки подобных машин. Chery таких модификаций вообще не выпускает. Если данный проект состоится, то первые автомобили могут начать поступать инвалидам уже в этом году! Скорее всего, это будут Chery QQ, либо Chery Jaggi.

Кор.: В случае успешной реализации проекта, появится возможность течении года поставить и дооборудовать очень много специальных автомобилей и решить важнейшую социальную проблему!

В. П.: Безусловно: у государства впервые появится реальная возможность десяткам тысяч инвалидов дать современные автомобили фактически за один год!
Мы, безусловно, приветствуем данный проект и другие похожие проекты, которые решают самые насущные социальные проблемы государства. Как то: обновление парка медицинского транспорта (что особенно актуально в условиях пандемии гриппа), школьных автобусов, формирование парка современных молоковозов и т.д. в условиях острого дефицита бюджета и прогрессирующего кризиса. Ведь эти проблемы решаются за счет возможностей самих поставщиков. Хочется верить, что это показатель роста профессионализма госчиновников.
Безусловно, нам бы хотелось, чтобы инвалиды ездили, например, на «Славутах», но без финансирования такой вариант растянулся бы на долгие годы. В условиях кризиса найти возможность за год полностью закрыть возможность всей страны в спецавтомобилях –– это очень непростое, но абсолютно правильное решение, которое, мы уверены, будет поддержано и Президентом, и обществом в целом.