Помоги себе сам


В безвыходной ситуации оказались московские автомобилисты с ограниченными возможностями. Старые машины окончательно выходят из строя, приобрести новый автомобиль с ручным управлением — нереально. Транспорт для инвалидов почти не производят. Единственный вариант: купить, переоборудовать, а затем получить сертификат для серийного автомобиля. Но силы, а главное — средства имеются далеко не у всех.

Доработать управление, внедрить несколько собственных изобретений — только теперь этот автомобиль стал средством передвижения — для инвалида. Последние 10 лет своей работы в автомобильном институте нами Евгений Шевченко посвятил тщательной подгонке деталей и разработке собственных технологий. Сейчас, когда все преобразования закончены, и произведение инженерной мысли отечественного автопрома стало пригодным еще и для людей с ограниченными возможностями.

«Инвалид подъезжает к машине, садится на кресло, нажимает кнопочку, открывается мультилифт, тем самым подается инвалидная коляска», — объясняет Евгений Шевченко, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».

Но, изготовленный в единственном экземпляре, этот автомобиль, скорее всего, никогда не попадет к тому, кто в нем действительно нуждается. Опытный образец бесконечно кочует по выставкам и автосалонам. Инвесторов, готовых вкладывать деньги, пока нет.

«Всем интересно, но когда вопрос доходит до финансирования с целью переоборудования данного автомобиля из серийного под ручное, куда-то всё исчезает», продолжает Евгений Шевченко, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».

Ждать, когда найдутся инвесторы, начнется серийное производство, Наталья не может. Заменить свечи или стартер, зарядить аккумулятор, даже двигатель отдать на переборку — всему этому пришлось научиться самой, но теперь уже никакие манипуляции не помогут. Когда полученная от государства и прослужившая десяток лет «Ока» перестала заводиться, отец-ивалид признался, что чувствует, будто снова лишился ног.

«Двигатель уже восстановить невозможно: в кузове сквозные дырки, в дне сквозные дырки. Автомастера сказали, что отремонтировать ее невозможно», — говорит Наталья Тишина.

Вот тогда и выяснилось — теперь бесплатно машины не выдают. Вариант один — купить новую машину и переоборудовать ее. Кроме того, что автомобиль для инвалида выходит почти в полтора раза дороже, так еще нужно собрать огромное количество согласований и разрешений. Сертификация ручного управления, поездки в ГАИ. На все это могут уйти месяцы.

«Половина людей ездит нелегально, не имея такого официального сертификата — официального разрешения. А другого просто выхода нет», — объясняет Инна Маргулис, председатель Гагаринской районной организации Всероссийского общества инвалидов.

Оказаться вне закона инвалидам пришлось. Большинство из них физически не может преодолеть такие барьеры. Но ведь для них специальный автомобиль действительно не роскошь, а единственное возможное средство передвижения вне дома. И раньше были рады даже «Оке», приспособленной для ручного управления. Их выпускалось 50 тысяч в год, теперь такого производства нет совсем.

«Тольятти на базе «пятерок» хотели сделать серию, сделали, не сделали — не знаю, врать не буду, но хотели 5000 автомобилей. Что это для России — просто слезы», — считает Евгений Шевченко, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ».

Cами инвалиды отмечают: даже такая небольшая партия могла бы существенно улучшить жизнь тем, кто просто не в состоянии самостоятельно переделывать серийный автомобиль. Сегодняшние процедуры просто лишают их надежды чувствовать себя полноценным участником общественной жизни.