Инвалидная коляска — средство передвижения

Почему мы боимся инвалидов? Как люди с ограниченными возможностями сами к этому относятся и как правильно относиться к ним?

Об этом беседуем с Натальей БАРТКОВОЙ, специалистом по связям с общественностью СГООИК «Ассоциация «Десница».

Живучий миф

— В средние века слова «больной» и «бедный» во многих языках были синонимами. XXI век на дворе, а мало что изменилось. Почему? — Ещё в средние века инвалидов сжигали на костре или заточали в башни… Ну, а бедные сейчас у нас не только инвалиды. Проблемы в другом — у инвалидов (и не инвалидов, кстати, тоже) нет знаний и навыков в отстаивании своих прав. А любое незнание позволяет чиновникам манипулировать твоими правами. — Почему окружающие боятся инвалидов? — Как правило, люди боятся всего неизвестного.

О людях с инвалидностью, об их жизни обыватель мало что знает… Мы спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что они инвалиды. Но узнав вдруг, что у человека нога, к примеру, искусственная, сразу думаем, что с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом не знаем как. — Но ведь и дети чураются инвалидов… — Поверьте моему опыту: дети куда терпимее и умнее взрослых, они воспринимают ту же инвалидную коляску, как средство передвижения, а не как символ ужасного несчастья, которое может обрушиться на тебя, если ты постоишь рядом. Обычно ребёнок сразу вписывает ровесника-инвалида в свою картину мира, воспринимая его как обычную часть детского населения земли. Я сама училась в обычной советской школе. Тогда никто не имел понятия об инклюзивном образовании. Спасибо моим родителям, что научили меня общению с другими. Взрослые должны объяснять ребёнку, что можно, а что нельзя делать в отношении его друга-инвалида. Например, Коле нельзя бегать, потому что у него «ножки болят». Это означает, нельзя хватать Колины игрушки и убегать от него.

Излишнее участие напрягает

— И вырастут Коли капризными, порой невыносимо придирчивыми. — Инвалиды — прежде всего люди, с достоинствами и недостатками, с проблемами в воспитании. Среди них есть умные и глупые, добрые и злые, сдержанные и нетерпимые. Но взрослые не вправе требовать, чтобы здоровый ребёнок поддавался ребёнку-инвалиду в играх. Это нарушает принцип равенства детей. А со взрослыми нужно вести себя просто: не выполнять лишних требований человека только потому, что он инвалид. — Но участие-то можно выражать? Надо ли себя вести по-особенному? — Что значит выражать участие? Сердобольность и мне неприятна. Именно «особость, особенность» и порождают напряжённость между людьми.

Другой вопрос — как жизнь влияет на характер инвалидов; надо понимать, что большинство трудностей в их жизни обусловлено не столько особенностями здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчуждённостью людей, недоступностью транспорта и невозможностью «выйти в свет». — А социальные проблемы порождают психологические… — Одна из главных проблем — одиночество, невозможность полноценного общения возникает из-за невозможности добраться к другу, который живёт на другом конце города, на концерт, просто к соседу — ведь лестницу не преодолеть. — Поэтому каждый день становится днём победы. Над лестницей, чиновником. Над собой! Потому у нас так много чемпионов среди инвалидов? — Выигрывает тот, кто тренируется и стремится к победе. В спорте важны талант, помноженный на трудолюбие, готовность превозмочь себя ради цели, а паралимпийский спорт или нет, значения не имеет.

Ярлыки и штампы

— Нужно называть этих людей «альтернативно одарёнными», «людьми с ограниченными возможностями здоровья» и т.д.? Так ли это важно для самих инвалидов? — Главное — не вешать ярлыков, употреблять в выражениях нейтральную лексику. «Прикованный к коляске» — это штамп, вызывающий некую жалость. К слову «инвалид» можно относиться по-разному, по большому счёту — это ярлык, нейтральнее выражение «человек с инвалидностью». — Как вы относитесь к областной программе по материальной поддержке организаций и предприятий, готовых взять на работу инвалидов? — Работодатель должен быть готов взять не инвалида, а СПЕЦИАЛИСТА (с инвалидностью или без), который будет приносить ему прибыль. Работодатель — не благотворитель, это надо чётко усвоить.

— Вам не тяжело всё время быть погружённой в проблемы инвалидов? Не устаёте? — Синдром сгорания — вещь, которая может случиться с любым, где бы человек ни работал, с инвалидами или нет. Главное — не стараться прожить за другого его жизнь. А что касается усталости — это может быть на любой работе, особенно при работе с людьми. — Что вы категорически не приемлете по отношению к себе? — Грубости, наверное, и дело тут не в инвалидности. Хотя больше всего напрягают снисходительность и некое отношение к тебе, как к маленькому ребёнку, не умеющему отвечать за самого себя. — Люди должны знать правила общения с инвалидами, чтобы не возникало неловкости? — Есть советы ООН, как общаться с людьми той или иной инвалидности, чтобы снять скованность и напряжённость в общении. Если вы правил не знаете, улыбайтесь, «и она (улыбка) к тебе не раз ещё вернётся». Относитесь к любому человеку так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам, — золотое правило для всех.