Без барьеров

В “Рекорде” состоялся показ фильмов, посвященных людям с ограниченными возможностями

В 2010-м году мы рассказывали о прошедшем в Сочи Международном кинофестивале “Кино без Барьеров” (“МК в Нижнем” №44). На прошлой неделе в киноцентре “Рекорд” состоялся показ некоторых из этих фильмов, так называемое “Нижегородское эхо” известного фестиваля. Гвоздем программы стало выступление режиссера Анны Белянкиной и главной героини фильма “…Ника…” Вероники Скугиной. Именно эта картина получила Гран-при кинофестиваля. Наше издание выступило главным информационным спонсором этого культурного мероприятия, а автор данной статьи презентовал проект “Иные”, посвященный “странным” людям с ментальными расстройствами. На церемонии открытия секретарь Союза кинематографистов России Владимир Седов передал участникам и зрителям поздравления от киномэтра Никиты Михалкова.

“Я красивая девушка, а не инвалид”


О судьбе Вероники Скугиной мы уже рассказывали. В десять лет они с папой на машине поехали

покупать роликовые коньки. На обратном пути на встречку вылетел пьяный мент, который заснул за рулем. В результате страшной аварии отец погиб сразу, а Вероника осталась без ног.

Сейчас она известна как исполнительница одной из ролей в фильме “Русалка”, корреспондент и телеведущая питерского телеканала. Передвигается девушка на импровизированной “танкетке”, отталкиваясь специальными “утюжками”. Это не мешает ей тусоваться в ночных клубах, ходить по бутикам и вообще вести вполне светский образ жизни. В своеобразном райдере для организаторов нижегородского фестиваля Вероника высказала просьбу посетить тату-салон, планетарий и… стриптиз-клуб. В то время, как большинство людей с ограниченными возможностями не хотят просто выйти из дома. Таких товарищей Вероника не любит. После показа “…Ники…” к ней подходили инвалиды, сочувствовали ей и жаловались на свои проблемы.

– Меня это не интересует! – с ходу заявила она. – А какой у вас в городе лучший ресторан? На вопрос, почему она себе не закажет протезы, Вероника ответила еще резче:

– Мне и так хорошо, я всегда в хорошей физической форме. Если я буду все время жалеть о том, чего уже не вернешь, то с ума сойти можно. Так же как и целыми днями дома сидеть. Нет ног – ну и фиг с ними! Мне непонятно это нытье по поводу несчастной жизни. Думаю, в этом виновата так называемая “толерантность”, которая усиленно насаждается. Почему-то у большинства людей это ассоциируется с жалостью и снисхождением, а инвалиды думают, что окружающие должны их жалеть. В таких случаях хочется заявить: “Плевать мне на толерантность!” Я в первую очередь красивая девушка, а не инвалид.

Вероника – редкий пример человека с активной жизненной позицией. Сопровождая ее и режиссера Анну Белянкину в прогулках по городу, я не мог не удивляться возможностям человека разнообразить свое унылое земное пребывание. Чего только стоит игра в “наперстки” матрешками напротив здания “Художественных промыслов”! Также при помощи матрешки Дуняши мы сыграли несколько партий в боулинг прямо посреди улицы. Но главным сувениром, привезенным из Нижнего Новгорода, для Вероники стали не изделия народных умельцев, а новая татуировка на руке “don’t panic” (“без паники”. – Авт.). Примечательно, но питерская теледива предпочла не гламурные салоны в центре, а отправилась в Сормово в мастерскую известного андеграундного музыканта и татуировщика Сергея Сухонина по прозвищу “Глаз”.

– Это очень полезная надпись, – поясняет Вероника. – Обычно люди вокруг меня постоянно нервничают и психуют. В таких случаях я буду показывать им татуировку.

Не надо жалости

Вообще взаимоотношение инвалида и обычных людей – отдельная тема для социальных исследований. О них мы поговорим в следующих выпусках “МК в Нижнем”.

Показанные картины открыли нижегородцам мир, о котором у большинства достаточно смутные представления.

– Документальное кино об инвалидах – это возможность показать, что если человек живет, то не нуждается в жалости, – заметила режиссер “…Ники…” Анна Белянкина. – Мы должны понимать, что главное – человеческая душа, слезы, любовь, улыбки.

От себя могу добавить, что, оказавшись в прошлом году на “Кино без Барьеров” в Сочи, мне пришлось просмотреть более пятидесяти картин о жизни инвалидов. И когда как одному из организаторов фестиваля “Нижегородское эхо” пришлось отбирать фильмы для просмотра, выбрал те, где показаны люди, которые успешно реализуются в жизни, а не жалуются. Именно поэтому героями нижегородского “Кино без Барьеров” стали слепые танцоры (“Бетховен”), авангардная художница с синдромом Дауна Джудит Скотт, чьи работы с нетерпением ждут на мировых аукционах (“Аутсайдер”), незрячая балерина (“Их глазами”), безногие футболисты (“На линии игры”) и глухой мужчина-порнозвезда (“Только руки”).

А личное присутствие на фестивале Вероники Скугиной лишний раз убедило зрителя, что такие люди есть и им не надо сочувствия. Зато они нуждаются в сугубо материальных вещах – качественных протезах, специальном оборудовании или хотя бы в банальных пандусах и подъемниках в транспорте. О последнем стоит сказать особо.

Мы купили Веронике билет в специальный вагон с подъемником и купе для людей с инвалидностью. Когда началась посадка, выяснилось, что подъемник или не работает, или проводники не умеют им пользоваться! Поэтому несмотря на протесты Вероники, которая в паркуре превосходит многих физически здоровых людей, вместо подъемника ее поднимали… вокзальные милиционеры!

Именно над такими бытовыми мелочами стоит задуматься поборникам так называемой “толерантности”.