Каково инвалидам в метро


Прошло больше месяца с тех пор, как Петербургский метрополитен разработал схему проезда для инвалидов-колясочников – с помощью резервного эскалатора. Инструкцию из пяти пунктов и график запуска резервных лестниц можно найти на сайте подземки. Сразу видно, что инвалиды могут гарантированно и без проблем попасть в метро лишь в выходные дни, а вот в часы пик (в будни) резервные эскалаторы задействованы, а значит, метро для них закрыто.
– Грустно, что нельзя ездить на метро в часы пик. У меня скоро сессия, и я не знаю, как буду добираться до института на утренние лекции, – говорит Евгения Гурьева, которую мы решили сопроводить на ее пути в подземке, чтобы узнать, с какими еще трудностями сталкиваются инвалиды при поездке в метро по разработанной схеме.

Именно эта тихая 21-летняя девушка в июне нынешнего года во весь голос рассказала о проблеме пропуска инвалидов в метро. Напомним, Евгения, сдав в институте экзамен, не смогла пройти на станцию «Пушкинская» – охранник, преградивший ей дорогу, сослался на некое распоряжение начальника метрополитена Владимира Гарюгина. Отбиваясь от нападок журналистов, правозащитников и чиновников, Владимир Гарюгин созвал несколько пресс-конференций. Оказалось, что на руках у администрации метро есть лишь письмо от завода – изготовителя эскалаторов о том, что они не приспособлены для инвалидных колясок. Также подземка ссылалась на статью 1079 Гражданского кодекса РФ, по которой эскалатор – источник повышенной опасности. Наконец, в конце июля под натиском общественности инвалидам разрешили-таки спускаться в подземку – на резервных эскалаторах и при наличии двух сопровождающих, одним из которых может стать сотрудник метрополитена.

Мы сопроводили 21-летнюю Женю от станции метро «Балтийская» до «Площади Ленина» (девушка ехала с дачи из Соснового Бора во Всеволожск, где она живет). Итак, посмотрим, как работает схема проезда на деле, если следовать пошаговой инструкции. Был вечер выходного дня. Если верить размещенному на сайте «графику работы эскалаторов для маломобильных групп», в это время можно запустить резервные эскалаторы почти на всех станциях.

 


Пункт 1. «Проход осуществляется с сопровождающим через турникет № 1».
Заметив девушку, приближающуюся при помощи своего друга к турникету на станции метро «Балтийская», охранник попросил подождать в стороне, пока он созвонится и договорится о запуске эскалатора. Процедура заняла несколько минут. Когда на службу контроля подошел еще один сотрудник метрополитена, Женя с сопровождающим прошла через турникет.

Пункт 2. «Проезд допускается только на резервных эскалаторах без пассажиров с двумя сопровождающими лицами. Одним из двух сопровождающих лиц может быть инспектор службы контроля на метрополитене, не задействованный на контроле».
Как только Женя с сопровождающими приблизились к резервному эскалатору, он заработал, заграждение открылось – и мы поехали.


Пункты 3–4. «Во избежание отказа в поездке на эскалаторе, следует прибыть на станцию не менее чем за 15–20 минут до окончания работы резервных эскалаторов. Для запуска резервного эскалатора возможно потребуется некоторое время (10–15 минут)». «Не исключено, что резервный эскалатор может быть внепланово задействован, необходимо предварительно уточнить информацию о работе резервных эскалаторов на станциях по телефону информационно-справочной службы 301-97-00».
По телефону Евгения звонить не стала. Говорит, что она никогда этого не делает: девушка живет во Всеволожске, и рассчитать точное время пути ей сложно.


Пункт 5. «Перемещение указанных лиц с платформы в вестибюль станции осуществляется также на резервном эскалаторе. Следует обратиться к дежурному, находящемуся в кабине у нижней входной площадки эскалатора. По факту обращения будет вызван работник метрополитена и запущен эскалатор».
Приехав на станцию «Площадь Ленина», Женя беспрепятственно поднялась наверх на самом обычном эскалаторе вместе со всеми пассажирами. Получается, что сотрудники подземки жестко контролируют лишь спуск (так как инвалид проходит через турникеты). Получается, что спускаться на обычном эскалаторе и всего с одним сопровождающим – небезопасно, а подниматься – запросто?..

Софья Прокошева. Фото Евгения Лучинского

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedIn