Нужно ли ехать за границу, чтобы сделать современный протез?

Фото автора

Какие протезы  изготавливают в Нижегородской области

«Реабилитация инвалидов в Нижегородской области: новые методики восстановления здоровья после сложнейших операции и травм» — конференция с таким названием прошла в пресс-центре «КП-НН».

Участники пресс-конференции: Андрей Кузнецов, управляющий Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации; Ирина Плахова, главный специалист отдела реализации семейной политики Министерства социальной политики Нижегородской области; Марина Горева, ведущий специалист отдела медико-социального и стационарного обслуживания Министерства социальной политики Нижегородской области; Наталья Маркова, директор ФГУП «Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие» Минздравсоцразвития России, кандидат экономических наук, МВА, доктор экономики и менеджмента; Владислав Шувалов, пациент, прошедший курс реабилитации.

— Сколько инвалидов проживает в Нижегородской области?

Марина Горева:

— На данный момент в Нижегородской области проживает более 349 тысяч инвалидов и более 11 тысяч детей-инвалидов. Добавлю, что различают два понятия инвалидности – первичная и общая, и по динамике первого вида можно судить о доступности и качестве медицинского обслуживания и лечении. В Нижегородской области наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателя первичной инвалидности – за последние четыре года он со 101 инвалида на 10 тысяч населения уменьшился до 72.

Наталья Маркова:

— Дополню, в последние годы среди обратившихся для протезирование на Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие увеличивается число молодых пациентов. С уверенностью можно сказать, что это связано с современным, быстрым ритмом жизни, молодые люди часто забывают об элементарных нормах безопасности, прежде всего на производстве, в быту и на дорогах.

— Какую помощь могут предложить современные учреждения людям с ограниченными возможностями?

Ирина Плахова:

— Непосредственно наше управление занимается социальной реабилитацией детей, соответственно вся наша деятельность направлена на то, чтобы помочь ребенку и его близким стать полноправными членами общества. Так, в последние три года в Нижегородской области реализуется большая ведомственная комплексная программа «Равные возможности». Название говорит само за себя и точно определяет нашу деятельность – мы должны не просто предоставить ребенку равные возможности по сравнению со своими здоровыми сверстниками, но и подготовить его к вступлению в общество – физически, психологически, эмоционально. Это было бы крайне затруднительно, а может быть и вовсе невозможно, если бы в процессе адаптации детей-инвалидов и членов их семей не принимали участие обычные семьи, воспитывающие здоровых детей. Поэтому весь комплекс социо-культурных, спортивных и других мероприятий реализуется только вместе со сверстниками и семьями, в которых нет детей с ограниченными возможностями. За три года в программе приняли участие более 3000 семей. Работа может быть самая разная – мастер-классы, фестивали, выставки, спортивные соревнования, творческие конкурсы и многое другое. Главное, чтобы было интересно всем – и здоровым ребятишкам, и детям-инвалидам.

— Стало ли меньше малышей-«отказников», родившихся с различными заболеваниями?

Ирина Плахова:

— Не владею такой статистикой, но могу сказать, что стало гораздо больше семей, готовых взять на воспитание ребенка-инвалида, и даже не одного.

Андрей Кузнецов:

— Фонд социального страхования занимается, если можно так сказать, технической стороной проблемы – с 2005 года мы обеспечиваем людей с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Прежде чем придти к нам, человек обращается в Бюро медико-социальной экспертизы, где для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Если гражданину необходимо какое-либо техническое средство, услуга, которую оказывает ФСС, он обращается с заключением экспертов и заявкой в отделение ФСС по месту жительства. Наша задача – собрать эти заявления, заключить госконтракты на изготовление и приобретение протезно-ортопедической продукции и оплатить изготовителям выполненную работу.

Так, в прошлом году к нам поступили 94 тысячи заявок на технические средства, 92% исполнены. Пусть вас не смущает эта цифра, мы никому не отказали. Просто по технологическим причинам не успели «закрыть» те заявки, которые поступили в конце года – многие изделия сугубо индивидуальны и их изготовление требует времени. Если говорить о конкретных суммах… В прошлом году из федерального бюджета нашему региональному отделению выделено 270 миллионов рублей. За первое полугодие этого года уже заключено 50 госконтрактов на общую сумму 94 миллиона рублей. А вообще, по нашим оценкам, в этом году будет выделено порядка 400 миллионов рублей. С полным перечнем технических средств реабилитации и услугами, которые предоставляются инвалидам в рамках государственного обеспечения можно ознакомится на сайте www.fss.nnov.ru либо уточнить по телефону (831) 418-53-47.

— Сколько же времени требуется на изготовление протеза?

Андрей Кузнецов:

— Понимаю, чем обусловлен ваш вопрос. Большинство при слове «протез» вспоминает капитана Сильвера и его деревянную ногу. Значит, не сталкивались, не было горя в семье. Но на самом деле современный протез – это сложное изделие, максимально индивидуализированное, поэтому сроки изготовления могут быть разными. Вот Наталья Викторовна лучше расскажет…

Наталья Маркова:

— ФГУП «Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие» является одним из крупнейших предприятий в России, на нижегородском рынке протезно-ортопедических услуг наше предприятие занимает ведущее место, обеспечивая выполнение полного цикла работ, начиная с разработки, производства протезно-ортопедических изделий и сложной ортопедической обуви и заканчивая их техническим обслуживанием. Наше предприятие изготавливает все виды протезов (протезы кисти, предплечья, плеча, протезы после вычленения плеча, протезы голени, бедра, протезы при врожденном недоразвитии конечностей и др.), ортопедические аппараты и туторы конечностей, корсеты жесткие и полужесткие, различные виды головодержателей, бандажные изделия при патологических состояниях передней брюшной стенки, при паховых грыжах, бандажи до— и послеродовые; ортопедическую обувь: сложную, малосложную и профилактическую, в том числе при синдроме диабетической стопы.

Маркова Наталья Викторовна — директор ФГУП «Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие».

Современное протезирование очень далеко от стереотипа, как счеты от компьютера. Есть протезы, которые представляют собой уникальные в техническом исполнении и по функциональности механизмы. Например, в протез могут быть вмонтированы  специальные электронные модули с электронным чипом, который подает сигналы к механизмам протеза, и протез действует на основании этих сигналов. Протез работает в полной зависимости от человека и самостоятельно подстраивается под различную походку — по пересеченной местности, ровной дороге или лестнице. Такие механизмы пока еще довольно редки, но  прогресс неумолим, и многое из того, что вчера казалось недоступным, сегодня уже вовсю используется. В последние годы мы увеличиваем количество модульных протезов, протезов с силиконовыми чехлами, обеспечивающими максимально комфортное крепление его на культе пациента, протезов для купания, а также протезов верхних конечностей с силиконовыми искусственными кистями, по косметическим свойствам практически не отличающимися от сохранившейся руки, и активных протезов руки с электроприводом и микропроцессорными системами управления кистью.

Среди населения и даже среди медицинских работников существует мнение, чтобы изготовить хороший протез необходимо копить огромные деньги и ехать протезироваться за границу. Сегодня вовсе не обязательно ехать за границу, чтобы получить изделие высокого качества. Его можно изготовить в пределах Нижегородского региона проживания. Мы сотрудничаем с различными производителями специализированных изделий из Германии, Англии, Нидерландов, все новинки, которые появляются на мировом рынке мы отслеживаем и внедряем на нашем предприятии.

На картотеке предприятия состоит более 21 тыс. пациентов с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата. Ежегодно для обеспечения техническими средствами реабилитации на предприятие обращается более 13-15 тысяч жителей Нижегородской области, из них 1500 детей. Количество пациентов обращающихся за оказанием протезно-ортопедической помощи ежегодно увеличивается на 5-7% от общего количества, состоящих на картотеке предприятия. Предприятие выпускает в год порядка 2000 штук протезно-ортопедических изделий, около 5000 пар ортопедической обуви, несколько тысяч бандажных и других технических средств реабилитации. Предприятие является обладателем  Сертификата системы менеджмента качества  по ГОСТ Р ИСО 9001-2008, что подтверждает высокое качество работ и услуг на всех этапах производственной деятельности.

Недавно мы увеличили производственные мощности за счет создания нового производства по изготовлению современной ортопедической обуви, которая отличается не только высоким качеством, но еще и стильным современным дизайном. Замечу, что это разработка нашего предприятия, нашего собственного отдела модельеров-конструкторов, работающих с программой по автоматизации обувного производства АСКО-2Д для разработки современных моделей ортопедической обуви.

Так что я соглашусь с коллегами – инвалидность, это не приговор, многое зависит от самого человека, от его желания жить полноценной жизнью, а также от общества, от государства.

Недавно мы обратились к правительству Нижегородской области с предложением разработать программу по обеспечению пациентов первичными протезами за счет средств областного бюджета. Суть этого предложения вот в чем – в связи с объективными обстоятельствами и существующим законодательством, пока пациент не будет иметь статус инвалида, технические средства реабилитации ему оплачиваться государством не будут. В результате этого инвалид попадает к нам на предприятие через три-четыре месяца после ампутации конечности. За это время в организме человека происходят необратимые изменения, которые затрудняют процесс реабилитации и протезирования, делают привыкание к протезу более сложным и длительным. Поэтому мы предложили начинать работу с пациентом до установления группы инвалидности, то есть максимально быстро после получения травмы и проведения ампутации конечности. Это обычная практика на Западе, там к моменту выхода из стационара пациенты получают первый протез, что в значительной степени повышает реабилитационный потенциал ампутанта и возвращение его в привычный социум. У нас такое возможно, но только за счет пациента, но не у каждого попавшего в беду может оказаться необходимая сумма. Тем более, когда речь о технически сложных и потому дорогостоящих протезно-ортопедических изделиях.

Это проблема не только Нижегородской области, но и всех регионов страны. У нас этот вопрос находится на контроле губернатора, однако на уровне области разобраться в проблеме и ее решить нереально, необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Поэтому в Правительство Российской Федерации от нашего региона направлено соответствующие предложения.

Владислав Шувалов

— Беда может случиться с каждым. Я остеклял балкон, сорвался и упал с 7 этажа. Полностью оторвало ступню. На Нижегородском протезно-ортопедическом предприятии изготовили хороший протез, поддержали психологически, всему коллективу и директору Наталье Викторовне Марковой я очень благодарен. Конечно, восстанавливаться было трудно, и хотя я не могу бегать, не могу плавать «на разряд», как до несчастного случая, но в остальном живу вполне обычной жизнью, вожу машину, работаю. А ведь я уже пенсионер!

Андрей Кузнецов:

— Показательный случай. В том плане, что мы стараемся в первую очередь обеспечить техническими средствами тех, кто ведет социально-активный образ жизни, как правило, это люди молодые, но как видите, встречаются и пенсионеры. Иногда нам задают вопросы – почему мы не обеспечиваем новейшими протезами людей менее активных, пожилых. Не потому, что не хотим! Просто потому, что все многочисленные функции, которые может выполнять новейшее оборудование, зачастую просто не нужны, не используются в полном объеме. Каждый случай индивидуален, но всегда человек проделывает колоссальную работу – физическую и моральную, чтобы в прямом и переносном смысле слова встать на ноги.

Инвалидов у нас называют «людьми с ограниченными возможностями». На деле, у попавших в беду граждан открываются новые возможности, если есть воля, вкус к жизни и люди, которые готовы помочь преодолеть возникшие трудности.

— Как известно, в здравоохранении вообще наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Как обстоят с этим дела в ваших организациях?

Наталья Маркова:

— Наше предприятие достаточно специфическое, и не существует специализированных учебных заведений в каждом регионе, которые готовили бы специалистов для нашей отрасли. Молодых специалистов за счет предприятия мы отправляем обучаться в г. Москву и Санкт-Петербург в техникумы и институты, который готовят специалистов протезно-ортопедической направленности, обучаем протезному делу в зарубежных протезных мастерских. Но основной опыт новые работники набирают непосредственно на производстве, у станка, у наставников. На предприятии сохраняются трудовые династии, стаж некоторых наших работников исчисляется несколькими десятками лет. И я вижу, что после обучения у нас остаются люди, действительно прикипевшие душой к своей работе, готовые сопереживать и отдавать себя благородному делу.

На самом деле, процесс изготовления протеза достаточно сложный, специалист встречается с заказчиком несколько раз. Сначала пациент обращается на предприятие к врачу травматологу-ортопеду (если он не может добраться до предприятия, к нему на дом выезжает специализированная бригада), врач проводит осмотр и назначает необходимую конструкцию протезно-ортопедического изделия. Затем снимается с культи слепок и начинается процесс изготовления протеза. В зависимости от сложности протезирования, инвалиду выполняется примерка изделия, пока изделие не станет максимально удобным.  Инвалид – это человек, получивший в первую очередь, кроме соматического дефекта, еще тяжелейшую психологическую травму, и оставаться безучастным к нему никак нельзя. Поэтому наших сотрудников отличает в первую очередь способность помочь человеку не только делом, но и словом, добрым отношением.

— А среди работников вашего предприятия есть люди с ограниченными возможностями?

Наталья Маркова:

— Есть. Например, у нас много лет трудится техник-протезист, специалист совершенно уникальный, действительно Профессионал. Так же у нас работает молодой специалист колодочник. Эти люди могли отчаяться, опустить руки, но выбрали другую дорогу – помогать таким же, как они сами.

Официально

Министр социальной политики Нижегородской области Ольга Носкова:

— Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями — это одно из направлений работы системы социального обслуживания. Помощь этим людям в той или иной форме оказывают 149 социальных учреждений в области, также у нас работает 12 специализированных реабилитационных учреждений для людей с ограниченными возможностями.

В прошлом году зимой мы открыли Сявский санаторно-реабилитационный центр. В этом году заработал Пильненский центр. В областной системе есть уникальные  детские социально-реабилитационные центры. Одно из таких учреждений работает в Дзержинске. Наша главная задача адаптировать «особых» детей к жизни в социуме, и результаты этой работы очень хорошие.

Услуги по реабилитации оказываются нашими учреждениями абсолютно бесплатно. Здесь человек проходит социально – бытовую, социально-психологическую адаптацию, учиться заново ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, в рамках областной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области» выделяются средства на оснащение социальных учреждений так называемыми элементами доступности. Около 7 млн заложено на нее в бюджете в этом году. Замечу, что все социальные учреждения на сегодня  оборудованы пандусами.

Источник

Оставьте комментарий