У инвалидов нет права выбора

Фото автора
prosthetic-legs-on-bench(1)

В Татарстане разрушается созданная еще в 90-е годы уникальная система обеспечения инвалидов средствами реабилитации, а попросту говоря, протезами. Раньше у нас в отличие от других регионов инвалид имел реальную возможность выбирать, где ему изготовят протез. Сейчас такая возможность существует лишь теоретически.

Что такое протез, знают все, а понимают немногие. Все слышали про легендарного летчика Маресьева, который на протезах танцевал и самолет водил. А почему у него была такая, по-нынешнему выражаясь, высокая степень реабилитации, не все знают. «У Маресьева стопы были ампутированы, а пяточные кости были целы, — говорит директор ООО «Реабилитация инвалидов» Владимир Суворов. — Современные протезы при куда более серьезных ампутациях могут позволить инвалиду не просто передвигаться по дому, а работать и жить полноценной жизнью».

В протезах Суворов разбирается, он сам на протезе ходит. Протез, говорит он, меняется раз в год и собирается из унифицированных элементов, а приемная гильза для культи изготавливается индивидуально. И вот эту-то гильзу, по мнению клиентов «Реабилитации инвалидов», делали там очень хорошо…

Один протез стоит от 60 до 300 тысяч рублей. На дешевый можно только ботинок надеть, а с дорогим — хоть пляши. Слово «реабилитация» подразумевает максимально возможную приспособленность инвалида к жизни. А у нас что к протезам, что, условно говоря, к черенкам для метел одно требование: чем дешевле, тем лучше.

В результате предприятие, более дорогую продукцию которого инвалиды ждут, сейчас практически не работает и рискует разориться. А львиную долю конкурсов на поставку протезов выиграло никому не известное ООО «Экспоторг», зарегистрированное в квартире пятиэтажной хрущевки на Волгоградской наряду с турагентством, парой аптек и парикмахерской. Единственный указанный в материалах конкурса сотовый телефон фирмы не откликается, так что стоит ли за ней хоть какое-то производство, осталось загадкой.

Основным видом деятельности Экспоторга до недавнего времени значилась «Оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе)». Торговали всем — от драгметаллов и мебели до летательных аппаратов и пестицидов. А недавно, значит, обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации занялись…

От клиентов у этой фирмы сейчас отбоя нет, поскольку консультанты в соцзащите туда инвалидов активно направляют. И от всяких инвалидских капризов, типа «мне протез много лет на другом предприятиии изготавливают, и я доволен, ничего менять не хочу», отбиваются ссылками на закон, предписывающий выбирать поставщика исключительно на конкурсной основе.

— У инвалидов нет права выбора, — подтвердила «ВК» позицию ведомства замминистра труда, занятости и соцзащиты Наталья Бутаева. — Их направляют к тем, кто выиграл конкурс. И мы не можем отказать фирме в участии в конкурсе на том основании, что у нее, например, нет своего производства. Средства реабилитации, протезные изделия — это товар. Мы заключаем контракт с тем, кто предложил его за наименьшую цену.

При попытках выставлять дополнительные условия, говорит Бутаева, на министерство-заказчика тут же обрушиваются санкции УФАС. А закон не гарантирует инвалиду свободу выбора поставщика, он требует только соответствия средств реабилитации ГОСТу.

— Такой конкурс всегда будет выигрывать тот, кто по дешевке поставляет китайскую хрень, — не сдержалась корреспондент «ВК».

— А мы от этой… фигни не сможем отказаться, — подтвердила Наталья Владимировна. — Вот, к примеру, другое средство реабилитации, термометры речевые… Они хоть на китайском могут говорить, но если они сертифицированы, я буду обязана купить их у того, кто предложит, условно говоря, за две копейки. Конечно, если инвалида не устроит качество изделия, и он откажется подписывать акт приемки, мы заставим поставщика исправить огрехи…

У инвалидов формально выбор остается — сразу заказать протез на том предприятии, продукция которого его устраивает. Но кто ж ему сделает качественный протез по бросовой цене? А министерство вправе оплатить ему протез лишь по той цене, которая сформировалась в результе конкурса. И то только после изготовления протеза, так что инвалид вначале должен выложить кругленькую сумму, а потом ждать компенсации. Бутаева говорит, что министерство начало переговоры с банками о льготном кредитовании инвалидов…

Нигде в мире, по словам замминистра, государство таким путем инвалидов средствами реабилитации не обеспечивает — только у нас. В цивилизованных странах действует страховой принцип: лечащий врач подобрал индивидуально средство реабилитации, врач от страховой компании убедился, что инвалиду именно это нужно — и страховщик оплачивает счет. «У нас же, — говорит Бутаева, — приходят московские и питерские фирмы, сбивают цены на конкурсах и порой потом вообще ничего не поставляют. Помните двухлетней давности скандал с памперсами для инвалидов? Фирма их не поставляла, мы расторгли с ней договор, а она подала на нас в суд и выиграла!».

В министерстве ждут нового закона о средствах реабилитации, который должен защитить интересы инвалидов. А инвалиды, боясь, что до тех пор устраивающий их производитель протезов разорится и с рынка уйдет, написали жалобу президенту Рустаму Минниханову…

Источник

Оставьте комментарий