Протезы для бедных россиян

Фото автора

Весь мир идет вперед, создавая высокотехнологические заменители утраченным рукам и ногам, а мы возвращаемся назад — к дешевым протезам времен Первой мировой. Люди выживают как могут…

Вот пример… Оставшись без ног, глаза, с осколком в голове — тольяттинец, инвалид чеченской войны Владимир Языков сумел начать жить заново. Одним из испытаний для героя и его семьи стала эпопея с протезами. Как вспоминает его мама Зинаида Ивановна: «Нам предложили протезы, изготовленные в Самаре — тяжеленные, на них ходить нельзя… Я от тех протезов отказалась. А чтобы купить хорошие, надо было найти по нынешним ценам 540 тысяч. Деньги собирали всем городом Тольятти».

То есть по закону протезы в нашей стране предоставляются инвалидам бесплатно. И даже бионические, высокотехнологичные протезы на самом деле тоже можно получить за счет государства. Но их редко кому дают. Для этого надо быть молодым, перспективным, амбициозным. Если, например, до инвалидности человек был спортсменом высокого уровня, ему могут дать бионический протез, чтоб он стал теперь паралимпийцем.

А вот детям такие не положены. Они растут, им протезы нужно часто менять, а это дорого. Как и подавляющее большинство взрослых россиян, дети получают косметические или механические протезы. Тяжелые, неудобные, некрасивые, устаревшие, малофункциональные, которыми к тому же трудно научиться пользоваться. Культя вставляется в приемную гильзу протеза и крепится ремешками. Механические протезы верхних конечностей, кстати, до сих пор делают иногда с крюками вместо кисти. Как у пиратов. Потому что орудовать крюком в быту проще, чем куском пластика.

По данным на апрель 2017 года, в технических средствах реабилитации (ТСР) — в том числе протезах — нуждались 1 млн 600 тыс. россиян, но реально ими были обеспечены только 87%. Из федерального бюджета в 2018 г. на обеспечение ТСР выделялось 27 млрд руб., в 2019 г. — почти 29 млрд.

Решают, какой у вас будет протез в местном отделении Фонда социального страхования (ФCC). ФСС вывешивает условия конкурса на изготовление протеза требуемого типа на сайте госзакупок. В конкурсе могу участвовать и частные компании, и государственные. Выигрывает та, что предложит самую низкую цену.

И этих денег хватает только на убогие, древние протезы. Или нам так только говорят. Счетная палата, кстати, недавно проводила проверку ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (сокращенно МосПрОП), подведомственного Минтруду и обеспечивающего протезами порядка 70% нуждающихся в стране.

В ходе проверки аудиторы сделали выводы – средства используются неэффективно. В числе выявленных нарушений длинный список бухгалтерских «косяков», а также примеры того, как деньги, предназначенные на закупку новых станков, тратились во ФГУПах Минтруда на себя любимых: «вывеска на козырек здания, приобретение комплекта для автоматизации откатных ворот, оборудование для оснащения кабинета директора (мебель, телевизор, стол для заседаний, настенный кондиционер, планшетный компьютер, айфон и аксессуары к нему)».

Так хотим ли мы, чтоб наши деньги, которые мы отдаем государству в виде налогов оседали у перекупщиков, посредников, мошенников, умеющих «договариваться» с территориальными отделениями Фонда соцстраха? Или хотим, чтоб они шли на реальную поддержку инвалидов и вытекающее из нее развитие протезно-ортопедической отрасли? Все-таки инвалидность — дело непредсказуемое. Со всяким ведь может случиться. Сиди потом в коляске всю жизнь и смотри с завистью, как безногие паралимпийцы бегут стометровки. И думай, что тоже мог бы. Но нет для тебя таких протезов у родного государства.

Источник: http://www.trkterra.ru/

Оставьте комментарий